Фонетические особенности при игре на флейте

В чем выражаются фонетические особенности при игре на флейте у исполнителей разных стран? Идея анализа возникла от того, что мы в России играем зарубежную музыку на флейте в разы чаще, чем отечественную. Говорят «язык музыки», что это? Это не только литературный смысл, который до нас хотел донести композитор. Говоря буквально, чтобы на шаг приблизится к истинному исполнению, задуманному автором важно отталкиваться от родного языка самого композитора. Встает вопрос: какая связь между родным языком и исполнительским? И если для игры на других музыкальных инструментах фонетические особенности языка не играют роли, то для духовых инструментов этот аспект неоспоримо важен.

Произношение слогов как в лингвистике, так и при игре на духовых инструментах получило термин артикуляция. Отделяя гласные звуки от согласных они классифицируются по ряду и подъему языка. Если при перемещении по горизонтали язык уходит в глубину рта — это задний ряд, если двигается вперед к зубам — передний, находится в середине — средний или смешанный. От подъема языка к небу зависит степень закрытости или открытости гласного, выше — более закрытый, ниже — более открытый. В любом языке сочетание гласных и согласных звуков образуют слоги. Во все времена используемые при игре на флейте слоги и фонемные построения были различны. (1) Например, С.Гнасси — итальянского музыканта — заложившего основы вокализованной постановки звука при игре на продольной флейте, в «Opera Intitulata Fontegara» мы находим двуслоговые группы teke, tere, lere. Немецкий музыкант — теоретик М.Агрикола (1486 — 1556) в «Musica instrumentakis deudsch» предлагает фонемную структуру diri dii de. Французский клирик Т.Арбо (1520-1595) рекомендует военным флейтистам к применению слоги te, te, te или tere, tere, tere, или rele, rele, rele. (2).

Французский музыкант — теоретик М.Мерсенн (1588 — 1648) в «Harmonie Universalle» для пунктирного ритма использует сочетание ta-ta-ra-ta-ra.(20). А известный нам И.И.Кванц «Versuch einer Anweisung die Flute traversiere zu spielen» использует группу : ti-di, tiri, did’ll. Позже И.Г. Тромлиц (1726-1805) — ta, da, tara, tad’ll. Француа Девье (1759-1803) в пособии «Methode Complete de Flute» предлагает фонемы tu и du , а Поль Таффанель (1844-1908) в «Methode Complete de Flute» встречаются слоги te-re, te-ke, te-ke и te-te-ke.

Чезаре Чиарди (1819-1877) для обучения русских флейтистов использовал слоги ту-ку и ту-ку-ту для тройного языка. Владимир Николаевич Цыбин (1877-1949) использовал эту артикуляцию для мягкой атаки. Юрий Николаевич Должников (1932-2005) считал, что в русской исполнительской практике распространены слоги: тю, тё, ти, ту, та, дю, де, ди ,ду, да, кю, ки, ку, ка, а могут быть даже использованы только согласные т и к, и только глассные ю и ё. (3). Николай Иванович Платонов (1894-1967) отрицает правильность применения любых слогов вначале звукоизвлечения и предлагает «проводить сравнения только с согласными т, к, д». (4). 

Хочу заметить, что в разных языках местоположение многих фонем неодинаково, различается и сам процесс их произнесения. Сравним, к примеру слоги te-re, te-ke от французского языка, используемые Таффанелем t-r-k с русскими, немецкими или английскими слогами. Местоположение фонем при игре на флейте будет основываться на недавних исследованиях в области сравнительной фонетики, даваемой русскоговорящим студентам и вокалистам, изучающим иностранные языки. Можно отметить, что при произнесении фонем «т-к» во французском языке «смыкание активных речевых органов с пассивными происходит гораздо быстрее, чем в русском». При произнесении немецкого и английского «т» передняя часть языка артикулирует на альвеолах, тогда как в русском и французском — на верхних зубах. Это очень явно подчеркивает фонетические особенности. Место артикуляции французского звука «т» ближе вперед, чем в английском или немецком. В отличии от русского «к», при котором задняя часть языка смыкается с мягким небом, во французском языке смыкание происходит на границе мягкого и твердого неба (5). При произношении согласная «т» приобретает светлый и мягкий звук. Тоже самое наблюдается и в сравнении звука «к» английского с немецким. Во французском звук более мягким.  Соответственно выявленным выше языковым различиям, начало звукоизвлечения на флейте — атака, и сам звук будет отличаться в зависимости от артикулирования в том или ином языке. Атака может быть твердой или мягкой, четкой, определенной или вялой, невнятной, а звук — узким или объемным, светлым, легким, глухим и темным, полётными или зажатым, мягким и бархатистым или резким и пронзительным. 

 

 

Академик Л.В.Щерба, говоря о губных гласных переднего ряда, отмечает, что «…работа губ во французском языке является гораздо более энергичной, чем в русском, и соединяется с заметным вытягиванием губ вперед, чего тоже вовсе нет в русском. Поэтому русский, говоря по-фрацузски, должен сознательно гораздо больше работать губами, чем он это привык делать в родном языке». (6). 

Почти каждый флейтист говорит «ту» по-разному, особенно в русском языке, где «т» в транскрипции получает шипящий призвук. Так же у вас может быть неправильный прикус, что так же, несомненно, отражается на произношении. От этого согласный звук «Д» может быть очень мягкий, или наоборот «Т», очень яркий, ударный. А как говорите вы? Вы можете поэкспериментировать, произнося Ту — ту — ту, как в слове «Туча» или «Ду», как в слове «Душ». 

Как не должно быть никакого удара в атаке, так и не должно быть шипящего призвука в начале звука, присущего русской речи. От этого очень зависит чистота будущей интонации. 

Но чтобы получить ответ на вопрос как добиться чистоты артикуляции на флейте, можно обратиться за помощью к вашим иностранным друзьям и не обязательно музыкантам.

Например, если вы слышите, то тогда это может помочь вам представить, что должен делать ваш язык. Вариант первый — обратиться к носителю языка, например французу и попросить произнести «ту», как в местоимении «ты». Слушайте слог «ту» и подражайте очень точной и аккуратной артикуляции. Вы должны активировать только самый кончик языка, чтобы слог «ту» не получился толстым или грубым ударом. «Ту» должно звучать аккуратно и остро, подобно кончику иголки. 

Когда вы тянете длинную ноту, обратите внимание, что нота должна быть полётной, при этом оставаться яркой и сконцентрированной. Вдохните и сыграйте несколько длинных нот подряд. После можно начинать экспериментировать с «ту», оставляя тон «у» совершенно неизменным. Каждый слог должен стать аккуратным и отрабатываться до тех пор, пока не перестанет ударять в начале атаки и станет легким и расслабленным. После атаки язык должен вернуться вперед к нижним зубам. Идея состоит в том, чтобы создать непрерывно идеальную цепочку «тутутутутутуту». Как только «Т» станет аккуратным, стоит мысленно сосредоточиться на «У», чтобы тон стал полным и чистым, а атака почти незаметной.

Такая же практика будет и с английским «ду», как в глаголе «ду» — делать или немецком «ду»  — местоимении ты.

Фонетические особенности артикуляции при игре на флейте изучены очень мало, данная тема требует не только глубокого осмысления, но и соответствующих знаний, которые мы только начинаем получать.

Если есть идеи, дополнения и вопросы вы можете задать их в разделе контакты.

До новых встреч!
Ваша Ксения Анненкова.

  1. Захарова В.А. «Фонетические особенности французского языка как один из благоприятных факторов звукообразования при игре на флейте»
  2. Качмарчик В. Флейтовая артикуляция эпохи барокко // Старинная музыка. 2005. №3-4. С.17
  3. Должиков Ю. Указ. Соч. С.31.
  4. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика игры на духовых инструментах М.: Музыка, 1966. Вып. II. С.26.
  5. Вокальная фонетика (итальянский, французский, немецкий, английский языки): Методическое пособие для вокалистов и концертмейстеров / Д.А. Митрофанова, М.А. Синельникова, Е.С. Фетисов и др. Спб, 2005. С.45.
  6. Щерба Л. Фонетика французского языка. Очерк французского произношения в сравнении с русским. 7-е издание. М.: Высшая школа, 1963. С. 40-41.

2 комментария к записи “Фонетические особенности при игре на флейте

  1. :

    Maintain the amazing work !! Lovin’ it!

  2. Maintain the great job and generating the group!

Leave a reply